ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ

Страница 1Страница 2 — Страница 3

Как понимать слова Евангелия: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24. 20)?
Тамара, 62 года

Вся глава, которую Вы приводите, пророчествует о последних временах и вместе с тем о скорых бедствиях, которые должны были постигнуть Иерусалим.

Помня о словах Господа, многие христиане ушли из города, услышав о приближении римских войск во главе с Титом (70-й год).

Призыв Иисуса Христа о подобной молитве, предостерегал о возможных опасностях предстоящего бегства. Зимой не так-то просто быстро уехать, а в субботу верность Ветхому Завету могла бы помешать самой такой попытке.

Так внимательное и вдумчивое чтение Евангелия спасло жизнь многим христианам, жившим в Иудее первого века.


Нужно ли поминать исповеданные грехи? Если следовать словам молитвы: «Избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий», то вспомнить вроде бы и не нужно, а если они все равно приходят на ум?
Зинаида, 62 года

В таинстве покаяния нам прощаются абсолютно все грехи. Приходя на исповедь нам необходимо исповедовать те грехи, которые мы совершили после последней исповеди.

Слова молитвы, которую Вы приводите, предостерегают нас не просто от воспоминаний о прошлом, они предостерегают от сочувствия ко греху который остался далеко позади нас. Человек бывает слаб, и иногда вспоминая о прошлых грехах, мы незаметно для себя склоняемся к мысли о возможности их повторить.

Бывает, что нас что-то мучает из нашего прошлого, и мы хотим об этом рассказать своему духовнику. Для этого можно использовать не только исповедь, но и частную беседу со священником.

Вообще же нам всем часто не хватает оптимизма, терпения и желания благодарить Бога за все, что мы имеем.

Помогай Вам Господь!


Батюшка, мне иногда говорят, что я горда, а я всем говорю правду, как надо, как правильно. В итоге из-за моих замечаний в нашей семье часто возникают ссоры. Что Вы посоветуете?
Антонина, 56 лет

Дорогая Антонина, женщину не зря называют хранительницей домашнего очага. И действительно, во многом психологический климат в семье зависит именно от женщин.

Цель семейных отношений не в том, чтобы побеждать в спорах и выяснять кто прав, а кто нет. Нам все хочется добра, понимания, уюта и потому каждый должен это создавать и поддерживать.

Перед тем, как что-то выяснять, нужно спросить себя, а чем это может закончиться, чего я своей правотой добиваюсь? Я ищу мира или мне интересней доказать, что все вокруг не идеальны?

Всегда смотрите немного вперед, проявляйте женскую мудрость, сейте только добро и тогда оно к Вам вернется и преумножится.


Я хотя и баптист, но мне интересно, что Вы думаете по поводу говорения на иных языках, которое есть у пятидесятников? О такой практике писал еще апостол Павел, но вот в одних церквях это есть, а в других нет. Что Вы скажите об этом?
Алексей, 56-ть лет

Говорение на иных языках — это довольно распространенный духовный дар апостольского периода ранней Церкви. Вместе с ним известны и другие дары такие, как пророчества, истолкования и пр. Все вместе эти дары характерны для апостольского периода и почти не встречаются в последующей церковной истории.

Конечно, с такой интерпретацией кто-то поспорит, но я сейчас хочу сказать не об этом. Очень мало мы обращаем внимания на духовный облик первых христиан. Никто сейчас не спешит подражать их взаимной любви, жертвенности, готовности идти на мученичество, риску быть не такими как все, в конце концов. Потеряв из вида этот нравственный базис, мы сразу обращаем внимания на исключительные дары.

Первые христиане продавали все имущество и приносили вырученные деньги к ногам апостолов. Дальше каждый получал из общих средств на свои нужды, и вообще вся община жила, как «при коммунизме».

Сегодняшние христиане часто поражены духом индивидуализма, черствости, жадности, блуда… О каких тут «языках» можно говорить? Думаю, всем нам нужно стать полноценными людьми, а уж потом желать даров больших.


Часто слышу, что нельзя приходить в храм со своими свечами. В чем разница? Объясните, пожалуйста!
Александр, 52 года

Ответ на Ваш вопрос мы находим уже на первых страницах Библии. Когда мы читаем, как Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина отверг, то должны задуматься о том, что не всякая жертва угодна Богу. Авель был скотоводом и принес Богу самое лучшее от своих стад. Каин же был земледельцем и принес на алтарь сноп пшеницы. По толкованию отцов Церкви, Каин принес уже вымолоченные колосья, и поэтому Бог его жертву отверг. Так жадное и неблагодарное сердце лишилось Божьего благословения.

Когда мы ставим в церкви даже дешевые свечи, это уже наша посильная жертва. А если мы зажигаем свечки, приобретенные в другом месте, то это только имитация пожертвования и наша молитва становится нечестной.

Конечно, бывают дни, когда кажется, что нам совсем нечего Богу принести. Но и тогда мы сами можем стоять как свечи и гореть любовью и горячей молитвой за себя и своих близких.

Помогай Вам Господь!


Бывают моменты, кодгда совсем не хочется молиться и ходить в храм. Что Вы посоветуете?
Анна, 27 лет

Дорогая, Анна! Вы пишите о проблеме, знакомой для большей части верующих. Вдохновение в религиозной жизни похоже на тепло человеческих отношений в семье. Как в любви есть периды страсти и охлаждения, времена первого влечения и зрелых отношений, так и в духовной жизни.

Не всегда мы летим на службу на крыльях, иногда нас туда должен вести долг. В любом случае мы должны понимать, что некоторое охлаждение вполне естественно.

Времена восторга и благодатных вдохновений могут сменяться периодами равнодушия и черствости. Такова наша человеческая природа, мы ограниченны и не совершенны. В подобные минуты главное не разочаровываться и не принимать скорополительных решений.

Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Нужно благодарить Бога за чувство Его присутствия и нужно быть терпеливым и благодарить Его за чувство отсутствия». Подобные моменты нужно просто переждать.

Конечно, причиной охлаждения могут быть и наши конкретные грехи или не решенные проблемы. Возможно мы ожидали, что с началом духовной жизни решатся все вопросы сразу, но этого не произошло. Или в нас продолжают жить опасные грехи и страсти, а мы закрываем на это глаза. Подобных личных, вполне объективных причин может быть множество.

Первое, что хочется посоветовать, это не паниковать и не бояться. Постарайтесь ходить в храм как с настроением, так и без него. Хотя бы кратко, но регулярно читайте Евангелие. Научитесь молиться своими словами. Важно честно и прямо говорить Богу о своем настроении и проблемах. И главное, верьте в Божью любовь и сами оставайтесь верной Богу.

Храни Вас Господь!


Батюшка, я регулярно прихожу на исповедь, но никак не могу избавиться от мелких грехов. Меня это очень беспокоит, что Вы посоветуете?
Антонина, 62 года

Дорогая Антонина! На исповеди каждый из нас должен каяться в нарушении тех или иных Божиих заповедей, для этого и существует таинство покаяния.

Если Вы имеете в виду под «мелкими грехами» то, что с нами случается в силу общей человеческой ограниченности, то тут расстраиваться не нужно. На небе все будет идеально, а здесь мы только на пути. Если Вы подразумеваете исповедь помыслов, то здесь важно помнить, что это практика монашеская. И наше стремление к совершенству не должно вырождаться в мнительность и копание в себе, иначе уныние и депрессия гарантированы.

Не стоит забывать и о благодарении Бога, о радости от общения с семьей или просто близкими людьми. Апостол Павел нам говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение..» К этим плодам и нужно нам всем стремиться.

Помогай Бог!


Мне очень часто сектанты приводят цитату: «Отцом себе не называйте никого на земле… И не называйтесь наставниками…» (см.: Мф. 23. 9-11). Как им лучше ответить? Ведь у нас есть не только «отцы», но и «владыки» и даже «святейший патриарх»!
Максим, 52 года

Господь не раз предостерегал Своих учеников от соблазна гордыни и превозношения. Приведенный отрывок Евангелия говорит именно об этом. Дальше в Новом Завете мы читаем: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1. Кор. 4. 15). Видим, что для апостола Павла использование этих слов вполне допустимо, он лишь подчеркивает важность личного пастырского усердия.

На наших богослужениях можно услышать молитву: «О великом господине и отце нашем, святейшем патриархе…» и т. п. Такие титулы производят впечатление чего-то громоздкого и не слишком скромного. Здесь важно разобраться с их историей и значением.

Весь секрет в том, что став государственной религией, Церковь должна была нести христианские истины на понятном всем языке. Так многое из церемониала языческой империи попало в богослужение и в официальный протокол. В этой ситуации титулы и богатые облачения, легко доносили мысль о важности и ответственности пастырского служения.

Конечно, в настоящее время это чаще всего воспринимается как архаизм и лишняя помпезность, но в то же время мы чувствуем живую связь с далекой Византией, а через нее и временами самих апостолов.


Недавно узнала, что перед литургией следует воздерживаться от пищи даже в том случае, если ты сам не причащаешься. Это правда?
Елена, 42 года

Мы тогда участвуем в литургии полноценно, когда причащаемся. Для подготовки к причащению существуют особые молитвы и так называемый евхаристический пост. По решению Американской Православной Церкви он составляет 6-ть часов, у нас принято не вкушать пищу с полуночи. Перед причастием вполне возможно запить лекарство водой, если это необходимо.

На лиц не приступающих к таинству причащения евхаристический пост не возлагается. Если Вы в данный момент к причащению не готовились, то лучше прибегнуть к совету свт. Иоанна Златоуста и прочесть вместе с утренними молитвами евангельское зачало этого дня. Тогда Вам будет легче воспринимать читаемое в храме Евангелие и проповедь священнослужителя.


Только ли в грехах нужно каяться или в чем-то еще?
Ирина, 56 лет

Строго говоря каяться нужно в грехах нарушающих конкретные заповеди Божьи. Попутно можно раскаяться в своих страстях и попросить духовника совета в той или иной жизненной ситуации. Излишнее «копание» в себе ведет к мнительности, комплексам и страхам. Во всем нужна золотая середина!

Отвечая на Ваш вопрос, я бы посоветовал не только каяться, но и благодарить за все Господа, а так же стремится к духовной бодрости. Библия нас учит о необходимости духовного роста от «младенца к мужу совершенному». Это значит, что нам нужно уметь и каяться, и радоваться, и жить полноценной жизнью.

Помогай Бог!


Батюшка, я много лет читаю Евангелие, и меня всегда смущают одни и те же слова: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее…» (Мф. 10. 34-35). Подскажите, пожалуйста, как понимать эти слова?
Валентина, 72 года

Дорогая Валентина, в Десяти заповедях мы читаем: «Чти отца твоего и матерь твою…» (Исх. 21. 16). Почитание родителей — для нас главнейший библейский принцип, который не отменяется этикой Нового Завета. В приведенных Вами словах Господь лишь предупреждает о тех ситуациях, в которых вопросы веры могут стать причиной неприятностей или даже личного исповедничества. Я приведу один характерный случай.

Некая школьница стала регулярно посещать храм и читать Библию. И все бы ничего, но семья была еврейской, и для девочки был поставлен ультиматум: бросить Церковь или уйти из дома! Эта девочка так возлюбила Христа, что в один из понедельников ей пришлось стоять с чемоданом просто на асфальте. Дальше никаких перспектив или просто места, где можно было бы переночевать… Ребенка приютил и затем удочерил православный священник. Сейчас эта девушка выросла, получила образование, у нее своя семья, но путь к вере для нее начался именно так, с полного разрыва со своими родителями.

Мы с Вами живем в обществе, для культуры которого Православие, в целом не чуждо. Самое страшное, что нас может ожидать в семье или на работе это мелкие насмешки, непонимание. Но бывают случаи, когда за веру приходиться стоять твердо, когда наша личная церковность не просто работает на статус, но требует своего большего или малого исповедничества.


Здравствуйте, батюшка! Я очень люблю рисовать иконы и хотела посмотреть об этом фильм, но наткнулась на нечто ужасное! В этом фильме говорилось о Христе и Церкви совсем не то во что мы привыкли верить… Пожалуйста, помогите разобраться.
Валерия, 13 лет

Валерия, посмотрев Ваш фильм, хочу рассказать одну очень характерную историю.

В начале XX века группа богатых евреев задумала посмеяться над христианами и подорвать основы нашей веры. Для этого они отправилась через всю Европу в Среднюю Азию и затем в Иерусалим. Идея у них была проста, найти очень старый скелет и подделать табличку, якобы здесь лежит Иисус Христос! Им хотелось доказать, что наш Господь не воскрес и что вера Церкви один сплошной обман. Добравшись на место, они все сделали, как хотели: нашли продажных арабских археологов, подделали табличку, поработали над останками и наконец, пригласили журналистов… Липовая новость быстро облетела весь мир и последствия оказались самыми печальными. Огромное количество людей заколебалось в вере, некоторые священники даже повесились, не пережив разочарования.

Но вот прошло совсем немного времени, и дым сенсации развеялся. Во многих городах, где останавливалась наша колоритная кучка, люди стали вспоминать, как выпивая и смеясь, неизвестные обговаривали детали предстоящей махинации. Их шумность и болтливость помогли восстановить, всю картину и обманщиков скоро разоблачили. Вот только люди из-за них погибли!..

За 2000 лет христианской истории было очень много различных подделок, и просто клеветы на Христа и Его Церковь. Дьявол не дремлет! Много различных авантюристов и сегодня делают себе имя на обмане, этому не стоит удивляться. Нужно всем нам быть мудрее, хранить свою православную веру и конечно больше читать!

Новых творческих успехов!


Ваши верующие если и делают добро, то только ради достижения райских кущей. В то же время есть неверующие люди, которые делают добро абсолютно бескорыстно!
Светлана, 17 лет

Дорогая Светлан, никто не спорит, что неверующие люди могут делать добро просто так. Но вот по поводу мотивации верующих попробуем разобраться.

Если мы даже теоретически представим, что есть Бог и душа бессмертна, то вполне нормально поинтересоваться ее последней участью. Если люди не теряют из вида Творца, который воздает, то с нашим чувством справедливости все будет в порядке. А если мы Бога потеряли из вида, то тогда нас потянет к «удобной религии индусов» или захочется погрузиться в печаль Сартра. Это у кого как.

Что касается учения, которое мы имеем в Библии, то здесь необходимо видеть всю динамику данной темы. В Ветхом Завете воздаяние виделось в качестве обычных земных благ. Праведник благословен, грешник наказан – такова общая схема. Людям еще мало было открыто о посмертном состоянии душ умерших. Новый Завет видит всю сложность человеческой судьбы и говорит о полном воздаянии уже на небесах.

Ветхозаветное воздаяние просто и похоже на обычную человеческую педагогику, новозаветное – соотносит нашу жизнь с тайной, придает ей вертикаль.

Если в нашей обычной жизни, один человек любит другого и у них это взаимно, то вполне нормально ожидать добрых сюрпризов и разных приятностей. Это бесспорно. И в Библии мы находим нечто похожее: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1.Кор. 2.9).

В этом отрывке мы видим любящего и воздающего Творца, разве это может нас как-то испортить? Если Бог есть, разве Он может быть хуже, чем мы, люди?

Говоря о мотивации и воздаянии, мне вспомнилась лирическая переписка Петра Абеляра и Элоизы. В своих письмах Элоиза пишет, что ей не хочется славы, положения и имущества своего возлюбленного. Ей больше хотелось бы любить его просто так, без всех благ сопутствующих знаменитому философу. В этих словах высокий идеал для всех людей, для верующих и не верующих.

Нечто похожее есть и в молитвах святых. Так св. Амвросий Медиоланский взывал: «Боже, сокровенный Свидетель! Ты знаешь, что Ты для меня дороже, любезнее и желаннее, чем не только земля и все, что на ней, но даже и небо, и все, что на нем. Люблю Тебя больше неба и земли, и всего, что есть на них».

Вполне нормально, когда мы просим у Бога помощи в наших повседневных нуждах и заботах. Нормально и когда в простых человеческих отношениях мы бываем друг другу полезны, подставляем дружеское плечо. Дальнейший рост в мотивации желателен как в дружбе, так и в религии. Что тут сказать?

Помогай нам всем Бог!


Батюшка, я недавно спорил с сектантами о единстве Церкви, а они мне привели следующие цитаты: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3.8) и «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18.20). Как мне нужно было возразить и какие цитаты лучше привести по этому вопросу?
Всеволод, 21 год

Очень приятно, что Вы стараетесь отстаивать родное Православие. Если полемика возникла на улице, и времени не так много, то можно просто отшутиться. Сказать, например, что Дух Святой дышит, где Он хочет, а не там где хочется различным сектантским организациям. Если говорить серьезней, то можно привести слова Блаженного Августина, который писал: «Где же нам искать Дух Христов, как не в Теле Христовом»? Т.е. благодать Святого Духа мы находим в единой и истинной Церкви.

Что касается второй цитаты, то вполне очевидно, что речь идет о преимуществе молитвы общей перед молитвой индивидуальной. Поэтому, мы вправе говорить о большей силе молитвы именно церковной. В качестве подтверждения можно привести слова священнической молитвы из Литургии свт. Иоанна Златоуста: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема или трем, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый! Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни…». И если сам текст богослужения сектантам не так важен, тем не менее он свидетельствует о понимании слов Писания именно в этом смысле.

В конце можно вспомнить о первосвященнической молитве Спасителя в Гефсиманском саду, где Он с кровавыми слезами молился и просил Отца о пребывании в единстве Своих учеников, а также слова апостола Павла: «Один Бог, одна вера, одно крещение» (Еф. 4.5). И самое главное, Вам самим нужно регулярно изучать Библию и богословскую литературу.

Помогай Бог!


Какие угощения можно освящать на Пасху?
Валерия, 31 год

После пасхальной службы, священник читает молитвы из Требника на благословение яиц, куличей и мяса. Они и освящаются.


Почему яйцо — символ Пасхи?
Николай, 25 лет

Яйцо внешне очень похоже на камень, но мы знаем, что внутри него сокрыта новая жизнь. Когда ученики погребали тело Иисуса Христа ситуация была трагичной, но внешне казалась вполне естественной. Никто в те минуты не думал о грядущем воскресении Учителя. Но как из яйца появляется цыпленок, так и из гроба воссияла истинная Жизнь. Поэтому яйцо очень удачный символ.

Есть еще придание о даре Марией Магдалиной императору яйца, которое чудесным образом поменяло свой цвет. Это явилось доказательством проповедуемого Марией воскресения Спасителя.

В разных Поместных Церквях и у разных народов, традиции связанные с Пасхой могут быть различными, но главное во всех них всегда одно – наша вера и радость о воскресении Господа нашего Иисуса Христа.


Почему на Пасху нельзя посещать кладбище?
Нина, 48 лет

Согласно Церковному Уставу, в воскресные и праздничные дни молитвы об усопших не совершаются. День же Святой Пасхи и вся следующая неделя, считаются особенно радостными и праздничными. Первым днем, когда можно поминать усопших является вторник следующей недели. В этот день собирались все накопившиеся записки об усопших и на кладбищах совершались заупокойные службы. Так у нас появился еще один поминальный день.

В годы безбожия многое забылось, и наша жизнь почти перестала быть церковной. В настоящее время панихиды иногда совершаются в следующую субботу или воскресенье после Пасхи, но это делается только из соображений удобства, так как после выходных начинаются обычные рабочие дни.


Батюшка, я совсем не понимаю Евангелия! О каком любящем Боге может идти речь, когда Отец распинает собственного Сына для прощения других? Разве это нормально? У меня тоже есть сын, но я никому его не отдам ради чьей-то пользы…
Марина, 26 лет

Дорогая Марина! Чтобы разобраться с Вашим вопросом, необходимо сделать некоторые богословские уточнения. Все христиане, как и люди Ветхого Завета, верят, что Бог един. В этом смысле Новый Завет не противоречит ветхозаветному откровению. Новизна Евангелия заключается в том, что Бог открывает Себя в трех лицах, как: Отец, Сын и Дух Святой. Троичность лиц не отменяет единства Бога по природе, но раскрывает Его богатую внутреннюю жизнь.

В этом смысле – Бог есть любовь! Люби кто-нибудь сам себя, это мы бы назвали эгоизмом, но Бог троичен и значит, любовь распространяется между Божественными лицами, а затем изливается на сотворенный мир. Таким образом, Бог-Отец любит свое творение и желает его спасти, в лице Сына Он спасает его, а через Духа Святого, нам всем дается спасающая благодать. Но все это совершает один и тот же Бог!

Мы можем сделать следующий краткий вывод: Господь творит этот мир, дает ему Свой закон и когда мир через грех отпадает, Бог Сам искупает его, взяв на Себя ответственность за грехи в лице Бога-Сына.

В конце хочется рассказать один забавный, жизненный случай. Однажды летом, начальнику детского лагеря сообщили, что ребята забросили теннисный валанчик высоко на сосну. Другого валанчика в лагере не было… Пустить мальчишек карабкаться на дерево, было безответственно, просто наказать виновных и испортить всем остаток дня тоже не хотелось. Что же делать? Начальнику было немного меньше сорока, и он был священником. Попросив всех отвернуться, он сам забрался на сосну и спас положение. Что в итоге? Старшие сами установили правила и сами исправили ситуацию. Ребятам осталось немного постыдиться, поблагодарить батюшку и дальше радоваться жизни.

Эти краткие богословские выкладки и жизненный пример могут нам помочь получить общие понятия о тайне нашего искупления.

Марина, познав материнство, Вы многое пережили и еще многое готовы сделать для своего ребенка, это все правильно и понятно. И потому Вам должно быть близко когда родители все готовы сделать для своих детей или соответственно, когда Бог отдал нам Самого Себя в лице Своего Сына для нашего спасения.


Батюшка, я уже каялась в совершении тяжкого греха – аборта, но душа все равно не спокойна. Что Вы можете посоветовать в моей ситуации?
Нина, 43 года

Дорогая Нина! Конечно, Вы правы в том, что совершение аборта является тяжким грехом. Если человек оступится и совершит кражу, то покаявшись, он может вернуть присвоенное. Но лишенной детской жизни никто не вернет, и такой груз тяжко ложится на нашу совесть, ломая сам жизненный путь.

Мы знаем, что Бог всех зовет к покаянию, Он наш любящий Отец. Вы правильно поступили, раскаявшись в данном грехе. Но в такой не простой ситуации одного сожаления мало, нужны конкретные дела. Обычно духовники советуют совершать дела милосердия, а также свидетельствовать другим людям о недопустимости подобных ошибок.

Известен случай с женщиной акушеркой, участвовавшей во многих операциях по прерыванию беременности, которая раскаявшись, отговорила большое количество женщин от роковой ошибки. Только после спасения жизни всех этих не рожденных детей ее совесть успокоилась.

То же самое в свою меру можете делать и Вы. По возможности участвуйте в нуждах многодетных и малоимущих семей, и Бог увидит Ваши труды и на душе воцарится долгожданный мир.

Помогай Вам Господь!


Как могут в аду людей жарить на сковородках после смерти?!. В крематориях сжигают трупы людей, остаётся один пепел. Что же еще можно жарить, если от человека просто ничего не осталось? Да, есть небольшой фантом энергетического поля… И больше ничего! Практически все, что говорят попы это не правда!
Игорь, 27 лет

Дорогой Игорь! Для начала хочется узнать, откуда у Вас информация о «сковородках»? Такой образ больше соответствует антирелигиозной агитации, а не предмету церковного учения. Библейские образы «вечного огня» и «скрежетания зубов» нуждаются в своем правильном истолковании. Обратимся к простому примеру из нашей жизни.

Если ребенок разбил дома вазу и потом снова заигрался то, кажется, что и проблем нет. Но вот пришли папа с мамой, ему стало стыдно и он весь горит! Вопрос не в том будут ли его наказывать, а в том, что перед глазами любящих родителей уже не кажется, что «проблем нет».

Проблема ада очень похожа. По словам апостола Павла, в конце мира «Бог будет все во всем». Тут наши игры и шалости закончатся. Мы не сможем дальше сами для себя определять, «что такое хорошо, а что такое плохо». И хотя «Бог есть любовь», каждый будет видеть себя до конца объективно. Это и будет ад. И в этом нет ничего нелогичного или того, о чем бы мы сами не догадывались…


Я вообще не верю в Бога! Часто слышу как в пример приводят самолет, что мол если затрясет, то все молиться будут… Меня трясло лет пять назад и поверьте, никто из пассажиров лоб в молитвах не разбил, только одна девочка очень плакала. Думаю, все эти, страхи и молитвы дорогого не стоят, а в глубине души каждый нормальный человек атеист.
Всеволод, 31 год

Всеволод, для начала согласимся, что все люди очень разные. И уважения заслуживают как верующие, так и не верующие. Теперь к самолету.

Есть очень интересная статистика. Из десяти человек оказавшихся лицом к лицу со смертью, молившихся и выживших, восемь затем отпадает… Если опустить тему о Боге, то сама ситуация является поводом поговорить серьезно о людях.

Однажды, общаясь с выпускниками воскресной школы, я был очень удивлен. Ребенок из благополучной семьи, получивший массу внимания от верующих и священников, к религии совершенно остыл. Другой же из семьи алкоголиков, остался верным Церкви. Согласимся, что душа каждого человека загадка. Готовность быть чистым, верующим или благодарным заранее нам не просчитать.

Есть совершенно особые ситуации, такие как тюрьма или война. Тут быстро вскрывается сама суть человека. Часто чтобы не пропасть, люди хватаются за любую соломинку, иногда они приходят к вере.

Главное чудо, которое я видел за годы служения в колонии, было то, как человек с очень серьезными статьями, вышел абсолютно другим. Он стал хорошим семьянином, преподавателем в школе и церковным старостой!

Проповедуя в первые годы, я не имел особого энтузиазма. Но вот вам и результат! Что же могло так изменить этого человека? Вы скажите: самовнушение, организованность и пр. Конечно, каждый видит то, что сам хочет. Но может, стоит задуматься?

Пройдет время, наши дети вырастут и станут перед своим выбором. Жить так, словно родителей и вовсе нет или продолжать общаться, просить и предлагать помощь, просто быть рядом.

Мы все такие же повзрослевшие дети. Только одни хотят жить как сироты, другие зовут Бога своим Отцом!


Батюшка, я часто бываю на вечерней службе и вижу, как люди подходят к помазанию святым маслом. Одни складывают руки крестообразно на груди, другие нет. Скажите, как подходить правильно.
Раиса, 56 лет

Уважаемая Раиса! Чтобы ответить на Ваш вопрос нужно обратиться к истории нашего богослужения. В первые века христианства простые, верующие люди причащались также как и священники. Тело Христово принимали в ладони, правая рука лежала поверх левой, а Святую Кровь отпивали из Чаши. Причащение происходило для священников и обычных людей похожим образом. Со временем форма принятия святых Таин изменилась. Вошла в употребление «лжица» и простым мирянам больше не уделяли Таинство под видом хлеба в руки. Но сам жест сложенных ладоней оставался. И тогда стали рекомендовать прижимать ладони сложенные крестообразно к груди. Это был наиболее простой путь для трансформации данного литургического жеста. Теперь о его истории знают в основном только специалисты.

Отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что жест скрещенных рук строго говоря уместен только во время святого причащения, во всех других обрядах он не обязателен.

И конечно, всем хочется пожелать более внимательного отношения к истории и смыслу родного, православного богослужения.


Батюшка, у нас недавно произошел в семье спор. Наш брат баптист, он говорит, что на Праздник Крещения вода сама освящается повсеместно и православные попы просто занимаются профанацией. Как можно на это возразить?
Светлана, 32 года

Дорогая Светлана! Ваш брат конечно немного слукавил. Протестанты в целом, не верят в саму возможность освящать воду или что-либо. Отец Протестантизма — Мартин Лютер, говорил: «Вода в крещенской купели и вода, которую пьет в сарае корова, абсолютно одинакова»! То есть святость воды для них просто не возможна!

Следующий вопрос, в природе освящается вода потому, что молится Церковь или Церковь «освящает» воду в момент, когда вода становится в некотором роде особой? Нужно сказать, что ссылка на природу абсурдна. Да и о времени Крещения Иисуса Христа, можно судить очень условно.

Единственный здравый вывод, это признать явное чудо. Это чудо совершает Сам Господь в День, когда все православные празднуют Крещение и по общей молитве освящается все водное естество.


Как должно приветствовать людей, которые тебе не нравятся? Когда человек моложе тебя или возможно говорил о тебе плохо. Как лучше поступить?
Тамара, 43 года

Конечно, не все люди нам симпатичны и не все положительны. Мы и сами о себе знаем, что не идеальны. Потому, не всякая встреча способна нас обрадовать, как и мы сами не всегда бываем в радость окружающим.

Но посмотрим, как учит нас Господь! Отправляя Своих учеников на проповедь, Он им велит приветствовать всех пожеланием мира — мир вам!

Предупреждая возможное недоумение, Спаситель говорит, что если кто не будет достоин этого пожелания, то мир возвратится снова к апостолам. То есть добро, которое мы от всей души желаем, оно не пропадает! В посланиях св. апостолов, часто в качестве приветствия встречается пожелание здоровья, что похоже на нашу современную практику.

Поэтому, если мы проявим воспитанность и доброжелательность, то и с нас не убудет, и добра вокруг станет чуточку больше. В конце концов, любви не только к ближним но и к врагам, учит Сам Господь, Иисус Христос. А там или человек, который нам не нравится, со временем оттает, или же наш мир к нам возвратиться.


Скажите, как прекратить осуждать ближних, как избавиться от этого греха?
Светлана, 32 года

Грех осуждения настолько нам привычен, так повсеместно укоренился, что давно кажется всем нормой жизни. А вместе с этим, став привычкой и даже формой досуга, грех становится как-бы частью нашего характера, частью нас самих. И вот, постоянно раздражаясь и гневаясь на окружающих, мы и сами становимся хуже.

Часто говоря о духовном росте, духовники предлагают задать себе один единственный вопрос: стало ли за последнее время, наше отношение к окружающим людям лучше? Если нет, то все наши стояния на Всенощных, все перебирания четок были самообманом.

Для ясности приведем следующий пример. Некая женщина, комсомолка, рьяно боровшаяся с верующими, и дышащая ненавистью к Церкви становится баптисткой. И вот уже со следующего понедельника, наша дама так же рьяно борется и ненавидит, на сей раз православных. Что тут произошло? Количество греха и злобы не уменьшилось, но оно нашло для себя другой, конкретный объект.

Точно так может случиться и с нами. Мы можем только внешне казаться христианами, а внутри оставаться такими же нетерпимыми и злыми. Иногда Господь нам попускает для вразумления впасть в те же грехи, которые мы так усердно осуждаем.

Можно наблюдать самые разные причины, по которым нам так хочется осуждать. Это и пустота и не состоятельность собственной жизни, и тогда мы как-бы отвлекаем себя и окружающих на тех, кто «хуже». Или становимся «моськами» лающими на слонов, и тогда начинаем сами себе казаться значительными!

В конце концов, приходит время понять, что все мы грешные. Пусть кто-то больше, а кто-то меньше. Пусть у меня одни грехи, у соседа другие. Все мы полосатые как зебры.

Если видим недостатки ближнего, то в первую очередь стоит помолиться. Помолиться за него и за себя одновременно и сказать самыми простыми словами: «Прости нас Господи»! «Нас» потому, что и я, и все мы нуждаемся в Божьем прощении и все призваны стать лучше.

Помогай нам всем Господь!


Батюшка, я очень серьезно готовлюсь к св. причащению, но все равно есть чувство, что готов не полностью… Что Вы посоветуете?
Виктор, 31 год

Уважаемый Виктор!

Святое причащение, в первую очередь является нашим лекарством от греха. Это не приз за безупречную жизнь. Святость — это наша конечная цель. Сам же жизненный путь часто бывает драматичными не простым. Мы берем на себя посильную подготовку к св. таинству и причащаемся «во отпущение грехов».

Недаром на литургии, незадолго до самого причащения поется молитва Господня. «Хлеб наш насущный» — это также и евхаристический хлеб, подаваемый всем нам. Для духовной жизни как и для жизни обычной, питание должно быть регулярным! Иной раз мы чувствуем особую благодать, часто таинство служит для духовного роста, а иногда оно просто не дает нам стать хуже…

Таким образом, мы должны доверять себя Господу и со страхом Божьим и любовью подходить к св. чаше, зная что это наша пища, лекарство от греха и залог будущей жизни.


Скажите пожалуйста! Я никак не могу избавиться от грехов раздражения, злобы, зависти. Что мне делать?
Елена, 32 года

Дорогая Елена! Когда мы дотронемся к очень горячему предмету, то первым делом отдергиваем руку. Дальше думаем, что же делать с ожогом? Часто похожие ситуации бывают и в нашей эмоциональной жизни.

Наша первая реакция на обиды, непонимания может быть мало контролируема. Но вот, что мы делаем дальше, это как правило уже наш с Вами выбор. Мы можем все больше и больше накручивать себя и окружающих. Можем даже пытаться создавать «общественное мнение» над головой обидчика. В результате всего мы только дольше заставим качаться лодку нашей души в нервозном море. Гораздо лучше почаще вспоминать о Божьей любви и пусть кратко молиться словами: Боже, прости нас грешных! Именно нас! Если наши неприятели согрешили в одном, то мы наверняка в чем-то другом.

Итак, немного молитвы, самообладания и человеческой мудрости. И тогда «все возможно для верующего» (Мк. 9.23)!


Батюшка, я очень гордая! Вы просто не представляете… У меня все грехи из-за этого. Что мне делать?
Марина, 29 лет

Марина, мне кажется Ваша проблема несколько в другом.

Мы все родом из детства. Когда дети растут в атмосфере любви, ходят в храм, все это делает их эмоционально устойчивыми. Потом они вырастают и эту любовь излучают дальше вокруг себя.

Если все было не так, то человек становится зажатым и обиженным на общество. Сталкиваясь с трудностями, уже в своей взрослой жизни, такой человек словно собирается в кулак. Свою неуверенность, некоторое чувство неполноценности он компенсирует гордыней, недоверием окружающим, осуждением всех и вся. Это все защитные механизмы. Но что же тогда делать?

По большому счету противостоять недружелюбной среде можно только в двух случаях. Или мы будем опираться на свою гордыню, или на нашу веру в Бога. Если нет ни того ни другого, то выстоять и отстоять себя будет почти невозможно.

Я подозреваю, что у Вас была очень не простая жизнь. Человек Вы думаю, очень хороший. Просто приходилось собираться с силами и бороться за себя. Затем был приход к вере, осознание грехов…

Сейчас нужно вспомнить всю свою жизнь и за все поблагодарить Бога. На это просто необходимо найти силы! Постарайтесь всем простить и укрепиться в мысли, что Господь всех любит. Он любит и ведет сейчас Вас!

Вас ждет долгий и не простой процесс духовного и личностного роста. Особенно постарайтесь регулярно причащаться, это Вам просто необходимо.

Желаю Вам как можно скорее перестать держаться за гордыню как за соломинку и твердо стать на обе ноги! На здоровое чувство своего достоинства и конечно научиться чувствовать опору в бесконечной Божьей любви.

Помогай Вам Господь!


Мне сказали, что в Библии говориться о проклятии женщин носящих брюки. Это действительно такой большой грех?
Екатерина, 34 года

Брюки впервые появились в период средневековья. Их придумали кочевые народы для удобства при верховой езде. Следовательно во время написания Библии их просто не существовало!

На самом деле в Ветхом Завете говориться о запрете ношения мужчинами женской одежды и женщинами мужской. Прямым образом это сегодня касается различных секс-меньшинств, о которых апостол Павел сказал, что они Царства Божия не наследуют.

Сегодня и брюки, и халаты существуют для обеих полов свои. И потому единственное о чем стоит говорить, это рекомендации носить скромную и приличную одежду…


Скажите пожалуйста, как можно относиться к «Протоколам сионских мудрецов»? Это реальная вещь?
Павел, 27 лет

Есть вещи реальные в другом смысле, чем скажем историческая достоверность документа. Роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» относится к жанру научной фантастики. Но вот прошли годы, и описанная им лодка стала частью жизни. Похожая ситуация и с «Протоколами».

«Всех много, а всего мало» (Студия 95-й квартал). Поэтому совсем не нужно удивляться войнам за ресурсы или глобальному вранью с целью получить это «все» хотя бы для некоторых… Если учитывать фактор мировой закулисы, то очень многое становится на свои места.

Так, что этот документ оказался сегодня очень даже реальным!


Откуда появилось каждение в храме и что оно означает?
Виктор, 24 года 

Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно представить себе жизнь обычного, восточного дома в давние времена. При жарком климате по домам не редко воскурялись благовония для оздоровления воздуха или для оказания должного гостеприимства. Когда в израильском народе впервые появилось храмовое богослужение, многое из домашнего обихода перешло в Дом Божий. Каждение, масляные светильники или пение – все это нашло свое новое употребление в почитании единого Бога.

Когда мы теперь совершаем каждение перед Евангелием, иконами или собравшимся верующим народом, мы тем самым выражаем свое почитание Творцу и людям, на языке ставшим привычным на все времена.


Как понимать слова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2. 10)?
Валентина, 65 лет

Апостол Иаков этими словами предостерегает иерусалимских христиан от греха человекоугодия. В вверенной ему общине с подчеркнутым почтением относились к богатым ее членам и оказывали пренебрежение к бедным. И хотя других недостатков в религиозной жизни видно не было, одно это портило все!

Применительно к нам можно сказать, что и одна единственная страсть (будь то гордость, жадность или блуд) делает нас виновными, несмотря на все остальные наши заслуги. А если виновными, то и требующими исправления.


Как правильно целовать иконы, и какие молитвы следует читать перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?
Тамара, 48 лет

Мы целуем всегда нижнюю часть иконы или святого креста. Помолиться можно кратко, своими словами.


На днях мне попался фильм о расколе XVII века. Перед началом фильма было предостережение о том, что «младенцам в вере» фильм к просмотру не рекомендуется. Хотелось бы поинтересоваться, действительно ли существует какая-то опасность в углублении в эту тему? И в чем смысл  единоверческих общин?  Эти общины созданы для староверов или для всех?
Светлана, 34 года

Что я могу Вам сказать о «младенцах в вере»? У нас часто боятся писать о том, что икона, перед которой молился Серафим Саровский, написана итальянским мастером или что «Невидимая брань» принадлежит перу латинского монаха. В этих фактах нет ничего страшного, но цензура их не любит.

У каждого из нас свой нравственный уровень и свои навыки критического мышления. Но все люди разные и поэтому священноначалие иногда просто перестраховывается.

Смысл единоверческих общин в том, чтобы, не затрагивая болезненных вопросов об обрядах дать раскольникам законное священство и не лишить их вечного спасения.

Если настоятель подобного прихода проведет для Вас экскурсию, то все будет хорошо. А если Вы пойдете сами, то скорее всего Вас туда просто не пустят.

Пусть умудряет Господь!

Страница 1Страница 2 — Страница 3

Летопись строительства