Мне совершенно не понятна нынешняя практика исповеди, когда кающегося принуждают воспринимать малейшие слабости своего характера, банальные жизненные радости вроде музыки, кино или даже горячей ванны, как грехи. Причем такие, через которые христианин отпадает от Церкви настолько, что не может даже приступить ко святому причащению без совершения над ним таинства покаяния. Почти в любой церковной лавке можно найди книжки, в которых с упоением маньяка перечисляются и смакуются подобные грехи: долго нежилась под душем, каталась на велосипеде, ела в пост мягкий батон, долго смотрела на себя в зеркало, играла в шашки и шахматы. О грехах, которые такие авторы относят к седьмой заповеди, вообще писать страшно.
Не надо быть психиатром, чтобы поставить диагноз этим авторам. И пусть бы сами наслаждались своей психопатией, но ведь такие безумцы превратили целое поколение христиан в неврастеников! Людям под видом покаяния преподается депрессивный мазохизм, причем излечить его почти невозможно. Мне часто приходится сталкиваться с православными, которые, под влиянием таких духовников, особенно из монашествующих, настолько привыкли к самоистязанию, что нормальный священник уже бессилен, а нужен психиатр. Хуже всего то, что страсти при такой псевдодуховной практике не убывают, а только увеличиваются, а адепт этой практики, как следствие, еще больше себя съедает. Получается замкнутый круг.
Я разговаривал об этом с верующими врачами-психиатрами, именно к ним в итоге попадают эти искалеченные горе-духовниками люди. Врачи пеняют на то, что одними медицинскими средствами здесь тоже не поможешь, но необходимы совместные действия доктора и духовника, а понимающего и адекватного священника вообще сейчас найти трудно. Говорят, что не знают к кому послать такого пациента на исповедь, беседу.
Мне вообще кажется, что в семинариях неплохо бы преподавать студентам основы психиатрии, хотя бы для того, чтобы не путать грехи с болезнями и не калечить серийно своих прихожан.