Праздник Рождества святителя Николая Чудотворца

Религиозная дата, отмечаемая по новому стилю 11 августа, по старому – 29 июля, появилась в списке действующих не так давно. Русская Православная Церковь в лице патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновила празднование Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийского 15 лет тому назад, только в 2004 году. Многие верующие люди до сих пор не знают о существовании этой даты, ведь есть два других серьезных праздника, посвященных чудотворцу: 19 декабря – успение святого и 22 мая – перенесение мощей в город Бари, где они покоятся в специальной раке по сей день. 

Рождество святителя Николая Чудотворца – праздник старинный. Первоначально его торжественно отмечали только в Патаре, где родился святитель, и в Ликийских Мирах, что в Малой Азии – там Николай служил в чине архиепископа. На территории Никейской империи празднование Рождества угодника Божьего распространилось благодаря оккупации рыцарями-крестоносцами. Вероятно, оттуда эта традиция попала и в Киевскую Русь. Предположительно, данное церковное торжество существовало и у греков, проживавших в те далекие времена на территории руссов, однако пока что эти сведения не подтверждены. 

К тому же, уже с IX века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в XIII веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору патриаршества Никона в 1657 году. 

Как же столь значимый для всех православных христиан праздник «выпал» из общего перечня духовных дат в нашей стране? Это произошло в период правления императрицы Екатерины Великой – по ее инициативе Рождество святителя Николая Чудотворца упразднили. Причина неизвестна, но историки придерживаются мнения, будто религиозная дата не значилась в месяцесловах (календарях) той эпохи иных Поместных Православных Церквей. 

И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви. 

Тропарь, глас 4: 

Чу́дное и сла́вное рождество́ твое́, святи́телю Нико́лае,/ Це́рковь днесь правосла́вных све́тло пра́зднует,/ и́бо стоя́нием ногу́ твое́ю/ яви́ тя Госпо́дь и провозвести́ бы́ти свети́льника и учи́теля ми́ряном,/ весь мир обогаща́юща и просвеща́юща чудесы́./ Тем вопие́м ти:/ моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим. 

Кондак, глас 2: 

В Ми́рех ро́ждься, свя́те Нико́лае,/ от благоро́дна ко́рене, я́ко благопло́дна ветвь, прозя́бл еси́,/ испо́лнь бо быв Боже́ственных даро́в,/ я́ко со́лнце заря́ми, весь мир чудесы́ просвети́л еси́./ Сего́ ра́ди прославля́ем тя,/ я́ко ученика́ и таи́нника Бо́жия благода́ти.

Служба святому: voskres.ru/bogoslovie/tscherkasova

_______________
На основе археологических и анатомо-антропологических исследований российские исследователи описали реальный облик святителя: его рост, комплекцию и даже черты лица, которые так хорошо совпадают с его традиционным иконографическим видом.

Летопись строительства