Наталья Бегунова
Нам, живущим в обществе потребления, где оскудела любовь, и где грех стал нормой, святая жизнь древних подвижников кажется нереальной, почти сказочной. На первый взгляд, что общего может быть у нас и монахов первых веков? И все-таки общее есть! Это молитва. Слабые, ленивые, немощные, мы, прежде всего, через молитву пытаемся найти путь к Богу, приобрести душевный покой и радость.
Св. Пахомий составил особое молитвенное правило: чтение по четкам сотни Иисусовых молитв. Кажется, что тут особенного? Выполнение этого правила имеет для нас очень большое значение. Во-первых, вырабатывается привычка к молитве, появляется навык, начинает трудиться душа. В мире, где всех с детства учат развлекаться и наслаждаться, это очень важно. Во-вторых, развивается сосредоточенность, внимание, очищается сердце, приходит душевный покой. Мы понуждаем себя к молитве, прилагаем усилия, делаем шаги к Богу и Господь идет к нам на встречу. А дальше тайна, сокрытая в сердце каждого.
Правило св. Пахомия совершалось в разное время и в разных странах. Особую любовь к Иисусовой молитве питал русский подвижник – преп. Силуан Афонский. Затем его ученик архим. Сафроний (Сахаров) начал совершать это правило в Англии. В основанном им монастыре, молитву читали на своих языках монахи и паломники разных национальностей.
Зародилась традиция чтения правила св. Пахомия и в нашем Клетнянском благочинии. Прихожане пос. Мирный, под руководством иерея Александра Домбровского совершают его каждую субботу. Ведущий читает вступительные молитвы, затем сто раз звучит молитва Иисусова (каждый произносит свой десяток). В конце читаются молитвы о детях, о болящих или других конкретных нуждах. Такая практика существует уже около года.
Для нас, людей XXI века, регулярное чтение подобного правила – уже достижение. Конечно, нам далеко до древних подвижников, но мы надеемся, что и наши усилия будут иметь цену в глазах Божиих, ибо: «На весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и самое время» (Игнатий Брянчанинов).