Еще о регулярности причащения

Иерей Александр Домбровский

Чтобы начать разбираться, как мы все оказались в таком глухом углу, нужно сделать небольшую историческую справку.

В XVI веке во Франции жил популярный философ – Мишель Монтень. Он размышлял над упадком современного ему благочестия и сделал следующие выводы: «Человек, слишком испорчен, почти не способен к исправлению и не достоин частого причащения»! И хотя само учение Монтеня Католической Церковью было осуждено, мысль вкралась в официальный катехизис.

Из католического катехизиса мысль перешла в православный, и со временем, заблуждение стало всеобщим достоянием! Нужно еще понимать, что до XX века с нашим богословием такое случалось довольно часто. Еще этот философ запрещал людям смеяться, но нам и так не до смеха. В итоге практика частого причащения была забыта, а новая норма стала обрастать все большими «преданиями».

«Если причащаетесь, раз в год, то и молитесь за весь год», — такова была дальнейшая логика! Так у нас появилось множество канонов перед святым причащением. Еще стали справки выдавать о прохождении данной процедуры. В итоге участие в таинстве превратилось в обычную формальность, а уровень благочестия резко упал.

Конечно, формулировки катехизисов и интеллектуальные искания Европы не могут быть главными причинами нашего упадка. Хотя осознание подобных «преданий», как нам чуждых и неправильных уже является результатом. Просто хочется поскорей разобраться со всеми историческими подменами и вернуться к собственной, православной практике.

Помогай нам всем Господь!

Летопись строительства