ВОПРОСЫ ПАСТЫРЮ

Страница 1 – Страница 2 – Страница 3

Скажите пожалуйста! 5 лет назад я освящала квартиру. Нужно ли снова повторять обряд? Если да, то как часто это необходимо делать? Лилия, 35 лет

Обряд освящения квартиры может совершаться однажды и может совершаться каждый год. Все зависит от конкретных обстоятельств и от желания самих жильцов. На Украине есть благочестивый обычай, когда в праздник Богоявления, батюшка с певчими обходит всех прихожан и окропляет квартиры святой водой. Любой визит священника, это хороший повод пообщаться на духовные темы, излить душу или получить дельный совет. Для самого пастыря, это возможность увидеть как живет его паства, каков ее духовный настрой.

Если Вы чувствуете необходимость в освящении своего жилища, тогда конечно можете смело идти в храм и приглашать батюшку. Если такой потребности нет, значит нет.

Помогай Вам Бог!


Здравствуйте! Скажите пожалуйста, что такое венчальная клятва? И почему она у католиков есть, а у нас нет?
Дмитрий, 20 лет

Дорогой Дмитрий, спасибо Вам за интересный вопрос! Чтобы найти ответ, обратиться к истории таинства венчания.

Если бы мы увидели, как заключался брак в первые века, то возможно сильно удивились бы. Молодые становились перед собранием церковной общины и говорили о своих намерениях. Затем все участвовали в литургии, вместе причащались и расходились по домам. Таким образом, венчальная клятва (пусть в простой форме) уже была, а самого венчания еще не было.

К новому времени, все основные церковные обряды были сформированы и тут отсутствие брачной присяги, бросилось в глаза Киевскому митрополиту Петру (Могиле). За основу была взята уже готовая клятва с католического Требника, и получилось следующее:

Жених: я, (имя), беру тебя (имя), в жены и обещаю тебе сохранять любовь, верность, супружеское уважение и не оставлю тебя до самой смерти. В этом да поможет мне в Троице единый Бог и все святые.

Невеста: я, (имя), беру тебя (имя), в мужья и обещаю тебе сохранять любовь, верность, супружеское послушание и не оставлю тебя до самой смерти. В этом да поможет мне в Троице единый Бог и все святые.

Подобная присяга не только добавляла романтики к самому обряду, но и настраивала молодых на серьезность происходящего, учила их ответственности друг за друга и за свою будущую семью.

После воссоединения Украины с Россией, все различия в богослужебных текстах устранялись и так брачную присягу мы снова потеряли. В настоящее время, некоторые священники используют данную клятву, но, к сожалению, в общий церковный обиход она так и не вошла.


Как поступать, когда видишь неправильное отношение к людям и тяжело не судить. Сказано же: «Не судите, да не судимы будете»! Лучше пройти равнодушно мимо или вмешаться и осудить?
Галина, 37 лет

Если Вы вмешались потому, что заметили несправедливость или остановили безобразников, то это нормальная реакция любого человека. Но вот когда мы сами себя изводит тем, какие все вокруг плохие – это совсем другое. Постоянное внимание на грехах и недостатках окружающих вводит нас самих в грех осуждения и портит нервную систему.

Чтобы перестать осуждать других нужно всякий раз, когда такое желание приходит в голову, молиться словами: «Господи, прости нас грешных»! Именно «нас» потому, что все мы как зебры полосатые…

Помогай Вам Бог!


Подскажите, собирать признаки конца мира, это грех?
Давид, 42 года

Сам Господь нас призывает: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24. 42). Каждый христианин обязан быть внимательным к своей духовной жизни и одновременно уметь мудро смотреть на происходящее вокруг. Вместе с этим, мы и не должны отчаиваться, ибо: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14. 8).

В свое время я наблюдал, как некоторые верующие слишком увлекаясь эсхатологией, бросали работу или даже семью. Если ничего такого они не делали, то часто пребывали в крайне депрессивном состоянии. Это конечно крайность! Другая крайность, это когда многие живут так, как будто бы ничего странного вокруг не происходит.

Хочется пожелать всем нам избегать крайностей и жить по слову апостола: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1. Фес. 5. 16–18). И в другом месте: “Дорожите временем, потому что дни лукавы” (Еф. 5. 16).

Помогай Господь!


Почему нигде нет информации о жизни Иисуса Христа с 12-ти до 30-ти лет? Духовенство в лучшем случае говорит, что это не так важно. Почему эта информация сокрыта или что в ней опасного для Христианства?
Михаил, 23 года

Михаил, если ответить честно, то я не знаю, и никто не знает. И в этом нет ничего постыдного так, как этой информации не содержится в Священном Писании.

Если мы обратимся к историческим основаниям праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, то ничего кроме позднейших преданий мы там не обнаружим. И если истинна о духовном росте юной Девы Марии безусловно верна, то все исторические подробности просто легендарны. К счастью в учении о Христе богословие подобным путем не пошло, хотя разнообразных апокрифов было предостаточно.

Ко всему этому нужно добавить культурный контекст. Мы знаем, что в Израиле времен Христа ни женщина, ни мужчина до 30-ти лет, не могли быть свидетелями на суде или учить. Господь был явлен миру на Иордане именно в этом возрасте по той самой причине. В более молодые годы просто не было принято проповедовать.

Отрок Иисус после того как был найден родителями в храме: «Пришел в Назарет и был в повиновении у них» (Лк. 2. 51). Святое послушание и тихое возрастание в городке ремесленников! Простая человеческая жизнь, когда дети учились грамоте в синагогах и постигали ремесла своих отцов. Думаю, в этих скупых фактах есть свое величие!

Поэтому, Церковь отбросила апокрифы с историями об оживлении свистулек и благословила нас словами св. Венедикта: «Трудитесь и молитесь»! Ведь именно так жил Иисус Христос до того, как вышел учить, творить чудеса и умереть за всех нас.


Подскажите, является ли УЭК начертанием зверя?
Николай, 31 год

Можно точно сказать, что любая экономическая глобализация, а также развитие средств контроля над личностью, являются шагами к временам антихриста и концу истории вообще. Настоящей же причиной воцарения богоборческих сил станет развращенность человеческого рода.

Мы верим, что Господь наш Иисус Христос с нами, когда мы молимся, читаем Библию, когда мы причащаемся, а также когда творим добрые дела. Если верующие будут гореть радостью присутствия среди них Господа и дальше собой преображать все человечество, тогда Христу не нужно будет приходить, Он и так будет среди нас. Но когда, по нашим грехам Бог отойдет, тогда мы начнем ждать Его как грозного Судию.

Таким образом, судьба мира зависит от судьбы Церкви или другими словами, от каждого из нас.


Я хочу перейти из нашей церкви РПЦ МП в РПСЦ (Старообрядчество). Могу ли я так сделать? Подскажите, пожалуйста! Заранее благодарю за ответ.
Жанна, 31 год

Каждый человек имеет право поступать так, как он считает нужным и правильным. Поэтому, я только кратко обозначу, почему бы я сам не перешел в Старообрядчество.

Вера наших предков?

Чаще всего обосновывая свою принадлежность Старообрядчеству, люди говорят о вере своих предков. Но, что мы можем сказать о наших предках? Если мой папа поляк, а моя знакомая чистокровная еврейка, то подобный аргумент будет скорее за выход из Православия вообще! Вопрос, что делать татарам, бурятам и детям заслуженных атеистов, мы просто опускаем… Аргумент, который работает только в одной деревне это не аргумент!

Только ли двоеперстие?

Одним из главных своих преимуществ, старообрядцы называют двоеперстие. Проверяя его древность и правильность, приведем всего несколько примеров. Так, Кирилл Иерусалимский писал, что мы изображаем у себя на лбу знак креста большим пальцем правой руки. Иоанн Златоуст учил о троеперстии, а приняв католиков с сохранением их обряда, мы получили еще один легитимный способ налагать на себя крест. Следовательно, можно говорить о равноценности разных традиций и одновременно о пользе, которую мы получили, унифицировав этот обряд с остальным православным миром.

Сектантская психология

По своему психологическому типу, старообрядцы чаще всего типичные сектанты. Истинны только они, история воспринимается как до и после их появления, к этому добавим особый надрыв и существование в каком-то своем выдуманном мире (об этом писал в дневниках А. Шмеман). Если главными достоинствами русской души считать широту и чувство справедливости, то можно сказать, что в расколе они безвозвратно потеряны.

Выливая воду не выплеснуть младенца

Когда продолжая излагать о своих преимуществах, старообрядцы подсчитывают количество союзов «и» в Символе веры или говорят о нюансах богослужебных переводов, мне всегда хочется спросить: а читали ли они в своем Символе о «единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви»? И если разрушено церковное единство, то не потеряли ли они главное, пытаясь сохранить второстепенное? Ведь согласно святым отцам, грех раскола не искупается даже мученичеством!

Дерево познается по плодам

Когда мы рассматриваем различные христианские церкви, то легче всего их оценивать по плодам, которые мы видим в их истории. После раскола наша церковь явила сонм великих святых, открыла духовные учебные заведения, ее миссии известны во многих странах мира. Разве раскольниками были Серафим Саровский, Ксения Петербургская или Павел Флоренский? А вот секты «скопцов» или «дырников» вышли именно из этого раскола. Когда говорят, что старообрядцы сохранили древнюю икону или пение, то нужно понимать, что это наше общее наследие. Они лишь его сохранили так, как хранятся экспонаты в музее. Нового или оригинального старообрядцами ничего создано не было.

Даже теперь, когда у нас есть отдельные единоверческие общины, имеющие законную иерархию (это наши священники РПЦ МП) мне тяжело представить себя в подобных церквях.

Вразумляй нас Господь!


Подскажите, на какой день после похорон можно снимать с зеркал накидки?
Алла, 29 лет

Алла, Вы затронули очень интересную тему! О всех суевериях, связанных с обрядом погребения или поминания усопших, можно говорить бесконечно.

Начнем с того, что привычка закрывать зеркала тянется из глубокой древности. Еще, будучи язычниками, наши предки верили, что зеркало является дверью в потусторонний мир, из которого могут приходить различные духи. Особенно страх перед духовным миром обострялся в день похорон.

Таким образом, традиция не является христианской и ни к чему нас не обязывает. Терпеть ее можно только по одной причине, закрытые зеркала не отвлекают нас заботами о нашей внешности.

Бывают и более экзотические местные суеверия. Так, в некоторых селах Западной Украины молодые люди долго ходят с гробом покойного по всем улицам, словно путая следы. Основания этим движениям дается простое, чтобы покойник не нашел обратной дороги!

В российской глубинке была обнаружена не менее странная традиция. После отпевания батюшку угостили блином, приготовленным «по всем канонам». Когда священник спросил, что за «каноны» в этом блине, ему ответили, что блин пролежал у покойника на лбу всю ночь!

Перечислять подобные казусы и заблуждения можно сколько угодно. Поэтому, мой совет очень простой: изучайте духовные традиции по церковной литературе и никогда не теряйте здравого смысла.

Помогай Господь!


На одном христианском сайте люди путают Православие с какими-то католическими и другими мотивами. Пишут, что у Сергия Радонежского были стигматы и прочую чушь. Я им отвечаю, что такого в Православии нет, но один человек поставил в тупик, заявив, что у апостола Павла были стигматы (Гал. 6. 17). Помогите разобраться.
Анна, 36 лет

Анна, начнем с того, что впервые «стигматы» появляются только в XIII веке у католического святого – Франциска Ассизского. О подобных ранах у апостола Павла ничего не говорится у ранних Отцов Церкви, не показывает таких явлений и его иконография.

Обратимся к Библии: «Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2. Кор. 4. 9-10). «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6. 17). «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1. 24).

Язык апостола несколько образен, но мысль его вполне ясна. «Мертвость Господа» – это те скорби и испытания, которые верующие несут в своих телах за Иисуса Христа. Если мы через страдания приближаемся к искупительному подвигу Христову, то тем более и «жизнь Иисусова», т. е. причастность к славе Его Воскресения, также откроется в нас со временем. Следовательно, «носить язвы Господа» для апостола значит приблизиться в своих страданиях к тайне страстей Христовых.

В последней цитате апостол говорит о своих страданиях, как о имеющих духовный смысл и полезных для всей Церкви. Ведь понесенные во Христе, они духовно соединяются с Его подвигом и приносят пользу тем, кто еще не успел сам потрудиться или пострадать ради Иисуса Христа.

Но кроме обычных жизненных испытаний, скорбей и травм, полученных от своих гонителей, апостол Павел несет в своем теле и некую тяжелую болезнь:

«Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2. Кор.12. 7-9).

«Откровения, полученные Павлом, были так необычайны, что могли заставить его возгордиться. И вот, для спасения его от гордости, Бог послал ему болезнь, которая часто напоминала ему о том, что он – слабый, немощной человек. Апостол представляет свою болезнь как нечто сразу поражающее его словно «удары кулаком» (буквальный перевод). Вероятнее всего, что здесь апостол испытывал острые приступы неврастении, которая неожиданно делала его бессильным и безвольным именно тогда, когда ему приходилось публично выступать как проповеднику Евангелия».
(Толковая Библия А. П. Лопухина)

Что касается мнения о якобы имеющихся «стигматах» у преп. Сергия Радонежского, то оно абсолютно беспочвенно. Нет не только, потребности его опровергать, но и даже повода так думать.

К сожалению, нашим современникам проще спорить о всевозможных нюансах, чем подражать истинным подвигам и терпению православных святых.

С пожеланием духовного возрастания!


Батюшка, почему все люди такие злые? Все только завидуют и за другими наблюдают, никто своему соседу добра не пожелает!
Наталья, 21 год

Наталья, спасибо Вам за вопрос! Вы задались действительно грандиозной проблемой. Над ней ломали головы лучшие умы человечества и практически все мировые религии. Но я хочу рассказать не о них, а о себе.

Я помню, как однажды познакомился с одним замечательным человеком, добрейшим пастырем, знатоком древних языков. Мы вместе пиле кофе, обсуждали богословские вопросы и уже через полчаса, я поймал себя на мысли, что хочу его убить! Конечно, я сейчас утрирую, но нотки ненависти зазвучали тогда в моей душе очень отчетливо. Причина неприязни была одна – он оказался умнее!

Я вспомнил эту забавную историю, чтобы каждый захотел честно посмотреть на самого себя. Ведь все люди как зебры полосатые. Зло, недоброжелательность, зависть – это не проблема соседа, а беда любого из нас. После грехопадения случившегося на заре человеческой истории в каждом: «Одновременно живет любовь к Мадонне и к содомскому греху» (Ф. М. Достоевский).

Любой человек служит своей семье, обществу и сам себе только теми талантами, которые имеет. Но и о своих грехах и недостатках нужно помнить, чтобы бороться с ними или как минимум считаться, чтобы не ранить ими окружающих. Господь сказал нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15. 5). Поэтому, мы призваны бороться с грехами с помощью Божьей, укрепляясь молитвой и церковными таинствами, постоянно стараясь исправлять свою волю. Ведь если оставить на самотек зло сидящее внутри нас, то грех постепенно овладеет нами, как захватывает организм хроническая болезнь.

Если в школе мы видели девочку с плохой привычкой завидовать, то после сорока это будет одна большая зависть, поглотившая вчерашнего хорошего человека.

Пусть Господь даст каждому из нас мудрости, благодати и решимости отвернуться от греха и следовать за Ним в Царство Небесное!


Здравствуйте! Почему в молитвах упоминается “отец и братий наших”, а “матерей и сестёр” нет?
Любовь, 28 лет

Вы задали очень логичный вопрос!

В то время как космические корабли бороздят мировые просторы, у нас в Православной Церкви даже «женские» молитвословы издаются с молитвами в мужском роде! Причина этих казусов одна – лень и невнимание редакторов.

Особенно смешно и странно слышать прошения о «братиях» в женских монастырях. Главная причина этих несуразиц чисто историческая. Первые монастыри были мужские и все молитвы, и прошения на богослужениях составлялись в мужском роде.

Сегодня только в очень редких изданиях наших молитвословов местоимения в женском роде приводятся в скобках. Также и на богослужениях единичные пастыри в прошениях о «братиях» добавляют «систер».

Хочется надеяться, что со временем эти недоработки будут исправлены повсеместно.


Здравствуйте! Какой хлеб преломил Господь на Тайной вечери? Почему причастие в католиков на пресном хлебе, а у православных на квасном? Или это не важно?
Любовь, 28 лет

Хлеб, который подал Господь своим ученикам, был пресный ибо: «Настал день опресноков» (Лк. 22. 7). Господь Иисус Христос совершил последнюю Пасхальную вечерю по иудейскому закону и одновременно первую Евхаристию наступившего Нового Завета.

Первые ученики довольно часто собирались вместе: «Преломляя хлеб по домам» (Деян. 2. 46). Поэтому, хлеб, который использовался для богослужений, был самый обыкновенный.

Использование пресного хлеба и причастие мирян под одним видом на Западе, появление «лжицы» и все более редкое причащение мирян на Востоке, все это разные примеры одного и того же печального явления – отдаления народа от Церкви.

Новая литургическая практика подчеркнула дистанцию между иерархией и народом Божьим. Народ теперь почти не участвовал в избрании духовенства и мало мог влиять на реальное управление Церковью.

В настоящее время есть примеры служения Божественной литургии ап. Иакова без использования «лжицы», есть попытки возродить приходскую жизнь, но подлинного братства среди всех верующих видимо уже не будет.


«Слава Иисусу Христу» – так приветствуют друг друга католики, а как должны говорить православные? Есть ли в этой традиции догматический момент?
Любовь, 28 лет

В пасхальное время мы все приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе»! В рождественское говорим: «Христос рождается»! Но есть церковное приветствие и для обычного времени. Нужно сказать: «Христос посреде нас»! Ответ: «И есть, и будет»!

В настоящее время будничное приветствие используется только священнослужителями, совершающими Божественную литургию. Потеряв в повседневном этикете эти слова, мы заменяем их, чем только можем. Это и: «Благословите», и «Спаси Господи», и что угодно еще.

Было бы правильно, вернутся к своей православной практике, тогда и не было бы нужды смотреть, как это делают католики.


В Евангелии мы читаем слова Иисуса Христа: «Я открыл Имя Твоё им и открою» (Ин. 17. 6). Какое это Имя? Иисус или любовь, или может быть Отец, Сын и Дух Святой?
Любовь, 28 лет

Спасибо Вам за интересный вопрос! В свете всевозможных споров с сектантами Ваш вопрос более чем актуален.

Первое, что приходит в голову после прочтения приведенных слов это искать новое божественное имя или некую тайну. Но если мы прочтем внимательно весь последующий текст, то не увидим на эту тему ровным счетом ничего. Это абсолютно нормально, так как никакого нового имени Господь не открывал.

Для восточного человека той поры «открыть имя» значило совсем другое, фраза подготавливала читателя к раскрытию самой сути. Именно это мы и видим в евангельском отрывке. «Открывая имя», Иисус говорит о сокровенной связи Бога Отца и Себя, учит о Своей собственной спасительной миссии.

Раскрыть спасительный план Бога, Его любовь к людям и есть в этом смысле «открыт имя». Через Иисуса Христа нам открылась любовь Бога Отца и даруется благодать Духа Святого. Теперь мы познали, что «Бог есть любовь» (1. Ин. 4. 16).


Известно, что первые христиане причащались вечером, неужели они целый день перед этим ничего не ели? Если сегодня человек выпил немного воды, почему ему нельзя причащаться?
Любовь, 28 лет

Первые христиане не просто не имели евхаристического поста, они причащались сразу же после совместного ужина – агапы. Подобная практика повторяла план Тайной вечери, которую совершил Сам Господь Иисус Христос.

Но если совершение Евхаристии в ночное время было естественно во времена гонений, то после реформы императора Константина такие службы уже приносили некоторые неудобства. О недостатках в духовном настрое при практике причащении вслед за агапой, писал и апостол Павел (1. Кор. 11. 29).

Со временем Божественная литургия была перенесена на утреннее время, появился евхаристический пост и молитвы перед причащением. Безусловно, все это очень хорошо. Плохо, когда желая перестраховаться, наши духовники или сами верующие придумывают тысячу причин чтобы не причащаться.

По определению Священного синода, человек имеет право запить лекарство водой и идти к причастию. Если причаститься можно вечером, тогда нужно пообедать и сделает это до ужина. Тяжело больные, причащаются в любое время без евхаристического поста.


Мне часто приходится читать утренние и вечерние молитвы в тайне по причине того, что мои родители неверующие. Правильно ли я поступаю и как лучше себя вести?
Владислав, 21 год

Главное, что нужно сделать это попробовать поговорить со своими родителями. Между разными поколениями всегда есть различия в мировоззрении, но они не так глобальны, как может показаться на первый взгляд. Родители нас любят, а значит, мы всегда вправе рассчитывать на доверительный и важный для нас разговор.

Нужно сказать, что у каждого из нас есть свой личный жизненный путь. В жизни одних людей присутствует религиозный элемент, другие обходятся без него и при этом остаются порядочными людьми. Мы можем оставаться разными, но при этом быть одной дружной семьей! Если хотя бы доля понимания в результат подобного разговора возникнет, это уже будет большой результат.

Не нужно рассчитывать, что все может решиться просто и быстро. Важным аргументом будет Ваш собственный пример. Увидев Вас более ответственным, радостным и любящим родители поймут, что с их сыном все хорошо и не будут слишком беспокоиться.

Пройдет немного времени и для Вас начнется абсолютно самостоятельная жизнь, эти трудности забудутся. Останется только стойкость в вере и опыт решения подобных проблем.

Дай Вам Бог мудрости, терпения и взаимной любви!


Скажите пожалуйста, откуда это у всех “великих духовников” уверенность в том, что если мужик пьет значит всегда баба виновата? Ибо или зорче надо было смотреть и за алкаша не выходить, или до такого состояния не доводить мужика. Почему женщины всегда крайние?
Марина, 29 лет

Марина, скажите этим “великим духовникам”, что их ответ не оригинален! Все это было уже на первых страницах Библии: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3. 12). Искать виноватых вокруг себя – любимейшее из человеческих занятий. Но разве таким должен быть настоящий мужчина? Настоящего будут бить, топить, а он будет держится из-за всех сил и дальше помогать другим. А сваливать все на слабый пол легче всего, но мы с Вами так поступать не будем!

Укрепляй Вас Господь!


Хотелось бы прояснить вот какой момент: покрытая голова у женщины – это обязательный элемент молитвы или нет? С храмом все понятно, а в домашней молитве или в больнице позволительно ли не покрывать голову?
Вера, 33 года

В древности женщина покрывала голову в знак своего замужества. Появится в церкви или в другом общественном месте без головного убора было равносильно поездке на море без обручального кольца! Современный человек уже не помнит о былом значении женских головных уборов. Поэтому, данную традицию лучше истолковывать, как требование соблюдать культуру в одежде вообще. В настоящее время в большинстве поместных православных церквей о ношении платков практически забыли. В нашей стране эта практика жива и потому не стоит раздражать наших бабушек… Но даже во времена апостола Павла женщина одевала, головной убор только при выходе в город, а значит, в нашей домашней молитве или в другом ином месте наличие косынки не является обязательным.


Можно ли повторно креститься, и будет ли совершено таинство Миропомазания, над мирянином желающим послужить Церкви? Как ответить на вопрос об именах Бога в Писании?
Константин, 31 год

Таинство крещения совершенное над человеком в Православной Церкви будет действительным всегда и не нуждается в своем повторе. «Верую во едино крещение во оставление грехов» – читаем мы в Символе веры. Практически всегда вместе с крещением человек получает и помазание святым миром, исключением могут быть только экстренные ситуации, когда человека окрестили вне храма и без миропомазания. В этом случае, нужно объяснить священнику ситуацию и принять это таинство.

В Библии мы встречаем множество имен Бога, которые по-разному раскрывают перед нами свойства Его божественной природы. В Новом Завете мы получили самое возвышенное из имен: «Бог есть любовь» (1. Ин. 4. 16).


«Белая колдунья» велела мне креститься, чтобы ей было легче проводить обряд очищения от «порчи». Поэтому я приняла крещение, не зная ничего ни о Боге, ни о Христе никто меня собственно и не спрашивал. Заплатила деньги по прейскуранту, три раза священник окунул меня головой в чан с водой, проговорил что-то скороговоркой и на этом все! Является ли такое «крещение» действительным?
Ольга, 31 год

Действительность таинства крещения основывается на том, что его совершает Сам Господь! Священник мог торопиться, Вы сами могли не вполне осознавать всего происходящего. Все это конечно обкрадывало Вас, не давая возможности начать духовный рост. Но, тем не менее, крестить Вас повторно нет никакой необходимости. Бог верен своим обетованиям, Он взял Вас в число Своих возлюбленных чад. Теперь Вам необходимо просто наверстать упущенное: прочитать Евангелие, научиться молиться и вообще научиться жить по-христиански.

Помогай Господь!


Батюшка, у меня перед причащением бывает масса искушений вплоть до высокой температуры. Подскажите, это у всех новоначальных так или это говорит о моем недостоинстве?
Вера, 33 года

После наблюдений за духовной жизни многих верующих, был сделан следующий вывод: первые годы нашего воцерковления делятся на три основных этапа. Первый этап – это время обращения, время особой благодати и радости. Мы многое узнаем, находим новых друзей и нам кажется, что дальше все будет только очень хорошо. Второй – это время искушений и разнообразных трудностей. Он нужен нам для проверки нашего постоянства и верности своему христианскому призванию. Вы, скорее всего, самый замечательный человек, но у Вас сейчас именно он… И третий – это время стабилизации, когда у нас вырабатывается свой духовный ритм и наша вера становится частью нас самих. Уже нет первоначальных восторгов, но и нет таких борений и драматизма, как на втором этапе.

Понимание того, что все наши трудности это путь по которому шли практически все позволит нам немного успокоиться и не паниковать.

Терпения Вам, мудрости и конечно помощи от Господа!


Читал у о. Александра Меня о том, что если письменное оформление еврейского предания состоялось лишь в первом тысячелетии нашей эры, то для христиан оно уже не имеет значения. Это подтверждается словами Христа осуждающими «предание старцев». Хотя в Евангелии не отвергается это предание, а лишь подвергается критике. Ко всему, для того, чтобы лучше понять ветхозаветный текст, все равно не помешало бы обращаться иногда к еврейскому устному преданию, чтобы понять исторические реалии древнееврейского народа и возможные варианты прочтения текста.

Почему тогда Христос, когда говорит о своей особой миссии, обращается только к Ветхому Завету, оставляя в стороне устное предание? Чем принципиально отличается еврейское предание от христианского и почему они могут существовать только раздельно?
Никита, 25 лет

Как известно, центральной темой Библии является – Христос! Позднейший иудаизм отошел от своего предназначения и в этом причина потери значимости его преданий. Все, что может помочь правильному пониманию библейских текстов: изучение культурной среды, религиозных течений или даже одежды и быта жителей Палестины – все это изучается сегодня в духовных школах.

Ситуация, когда бы Сын Божий цитировал «предания старцев» смешна сама по себе, по определению. Хотя в некоторых евангельских притчах мы и находим следы влияния более широкой религиозной традиции. Иисус чаще цитирует Моисея, пророков и псалмы, чем видимо подтверждает значимость именно этой части Писания. Если мы верим в божественный промысел, то и вопрос об «импульсе для устного предания» также должен отпасть. Дальнейшее развитие получает только самое важное и существенное.

Принципиальное различие обеих преданий в их векторе. Литургия Церкви, творения отцов или христианское искусство – все это раскрывает для нас богатство жизни во Христе, еврейское же предание в лучшем случае консервирует саму ветхозаветную традицию.


Почему Христос, как сын еврейского народа, опираясь иногда на «предания старцев», не обучался у них? Возможно, если бы Христос был частью этой цепи устного предания, еврейский народ не воспринимал бы учение Христа как нечто чужеродное.
Никита, 25 лет

Никита, каждый еврейский мальчик того времени должен был уметь читать Тору с пяти лет! Добавьте к этому разбор Писания в синагогах, посещение Иерусалимского храма, пропитанный религиозностью быт и Вы поймете, что с образованностью в те времена было все хорошо. Беседа Иисуса с учителями закона в двенадцатилетнем возрасте нас в этом удостоверяет.

Второе, что нужно учитывать, это временный характер многих ветхозаветных установлений. Конечным является именно Новый Завет, во времена которого в число спасаемых должны войти в идеале все люди земли. Имея в ввиду будущий универсализм Святой Церкви, Христос отказывается от «отеческих преданий», а Апостольский собор в Иерусалиме отбрасывает вообще базовые положения ветхозаветной религии.

О человеческих преданиях можно сказать и то, что любая религиозная система стремится выразить себя во всех мелочах. Со временем за этими мелочами уже не видно главного. Во времена Христа забыли о «милости и суде», но погрузились в бытовые тонкости. В современном Православии, за огромным удельным весом Типикона почти невидно Евангелия… В этом смысле Церковь также нуждается в духовном обновлении.

Во времена евангельских событий духовная жизнь в Израиле была довольно разнообразна. При общем храмовом культе мирно сосуществовали такие разнородные течения как: саддукеи, фарисеи и ессеи. На фоне этого разнообразия учение Иисуса Христа никак не могло быть чем-то чужеродным.

Если практически все пророки Израиля были умерщвлены своим собственным народом, при полном их культурном и религиозном соответствии, то и причиной отвержения Христа никак не могло быть банальное отсутствие в проповеди «предания старцев».

На данную тему можно посоветовать следующие книги Ристо Сантала:
«Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний» и «Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний».


Меня волнует то, что меня крестили не погружением, а окроплением в советское время. Ведь это значит, что я не крещена. Господь сказал: “Если не родился от воды и Духа не войдешь в Его Царство”, а слово крещение обозначает погружение… И что мне теперь делать?
Любовь, 28 лет

Крещение полным, троекратным погружением считается более правильной формой совершения таинства, но действительным является любая из форм, окроплением в том числе.

Однажды в реанимационном блоке одного из роддомов я крестил двух близнецов, которые родились намного раньше срока. Размером эти дети были с котят, и доставать их из камеры было нельзя. Удалось, только коснутся смоченным святой водой пальцем лбов каждого из них, и прочесть самые основные молитвы. После святого таинства Бог даровал чудо, и приговор врачей не сбылся… Сейчас эти дети почти взрослые и продолжают радовать своих родителей.

Поэтому, и Вы не смущайтесь, а живите и радуйтесь! Бог – наш гарант действительности всякого таинства, а более или менее точное проведение обряда всего лишь рекомендация.


Подскажите: правда ли, что в браке супружеская близость уместна только ради продолжения рода? Ведь в брак могут вступить и уже немолодые люди и тогда речь о детях не идет. Нужно ли им жить как брат и сестра?
Вера, 33 года

Церковь никогда не учила гнушаться своим телом или уклоняться от супружеской близости, если только на некоторое время: «Для упражнения в посте и молитве» (1. Кор. 7. 3 – 5). Не только ради появления потомства, но и ради удовольствия близость имеет место даже у дельфинов…

На что действительно стоит обратить внимание, так это на недопустимость искусственного прерывания беременности или использования абортивных средств предохранения, таких как спирали или противозачаточные таблетки. Поэтому, верующим рекомендуется ориентироваться на естественные циклы плодности или же использовать презервативы.

Любовь между супругами предполагает нежное и внимательное отношение к душе и телу своей половинки. Взаимная забота, ласка, умение быть нежным и ответственным в близости – все это является залогом счастья и здоровья для любой семьи.


Скажите, почему крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа, когда мы читаем, что апостолы крестили во имя Иисуса Христа?
Ника, 21 год

В конце Евангелия от Матфея мы читаем, как сам Господь заповедовал совершать крещение: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28. 19-20).

Поэтому, несмотря не некоторую разницу в практике первого века, Церковь с древности и до сегодняшнего дня совершает таинство Крещения в соответствии с волей нашего Спасителя.


Один святой говорил: “Хоть с краюшку да в раюшку”, а усопшим мы желаем Царствия Небесного. Рай – это часть Царствия Небесного или это равнозначные понятия? Поясните, пожалуйста.
Вера, 33 года

Дорогая Вера, слова, которые Вы приводите, принадлежат преп. Кукше Одесскому. В этой фразе мы видим пример истинного смирения и вместе – нашей общей, христианской надежды. Часто мы видим либо горделивых и уверенных в своем спасении сектантов, либо вечно сомневающихся и не уверенных православных. Своими словами святой показывает нам надежду на вечное спасение, при этом подстраховывая нас от опасной, сектантской гордости. В этом и заключается смысл данного выражения.


Подскажите, батюшка, где грань между любовью к ближним и человекоугодием?
Вера, 33 года

Вы задали очень интересный вопрос. Дело в том, что современное общество очень обеднело добротой и вежливостью. Досадно наблюдать, как мы все бываем скупы на справедливую похвалу или комплименты, опасаясь соблазнить кого-то тщеславием. До конца никто не совершенен, но одно доброе слово может поддержать ближнего, если оно сказано с любовью. Указав человеку на его сильные стороны, мы можем избавить его от уныния, печали и дать ему силы двигаться дальше. Не стоит быть жадными на приветливость и доброту, всему этому нужно постоянно учиться.

Человекоугодие это совсем другое, оно всегда эгоистично и движется поиском личной выгоды или страхом перед вышестоящими.

Терпения Вам, мудрости и веры!

Страница 1 – Страница 2 – Страница 3